На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Konnichiwa Club

2 подписчика

Кандзаси - японское традиционное украшение для волос

Каждый знает про такую одежду, как кимоно, известную своей красотой. Но что насчет украшений к ним? Одним из таковых как раз являются гребни и шпильки - кандзаси.

Что такое кандзаси 簪

В первую очередь, что же такое кандзаси?

Триста лет назад, примерно в конце эпохи Эдо (1603 – 1868) расцвет японской культуры достиг своего апогея.

Технически, считается, что кандзаси появились уже примерно в конце эпохи Муромати (1336 – 1573), но в продолжительный спокойный период Эдо появлялся различный спрос, а вслед за ним и предложение. Примерно тогда женские прически становятся сложнее и появляются различные кандзаси. Теперь, давайте посмотрим на то, как они появились в Японии. 

 

Возникновение кандзаси

Говоря о появлении кандзаси, обратимся к эпохе Дзёмон (13 000 г. до н.э. – 300 г. до н.э.) В древней Японии верили, что тонкая заостренная палка – это пристанище магических сил. Таким образом, считалось, что вставленная в волосы тонкая заостренная палка могла прогонять демонов. Позднее эта самая шпилька переросла в кандзаси. К тому же, говорят, что несколькими шпильками можно было закреплять волосы в качестве гребня, но, когда увидели археологические находки, стало понятно, что шпильки использовались для расчесывания гребнем с его особенно длинными зубцами.

 

Эпохи Нара и Хэйан

В эпоху Нара (710 – 794) китайская культура династий Суй и Тан интенсивно распространяла свой материковый стиль жизни, что также отразилось на одежде и украшениях Японии. Прототипом современных гребней был импорный гребень с двумя продолговатыми зубцами, называемый саиси (один из видов декоративных шпилек), позже ставший модным в качестве составляющей прически с пучками волос в китайском стиле. К тому же, также передался бывший тогда в Китае обычай завязывать волосы как у женщин, так и мужчин, и японцы и японки тоже стали перевязывать волосы.

Однако в эпоху Хэйан (794 – 1185) для кандзаси наступают тяжелые времена. Все девушки распускали волосы, стремясь к естественной красоте черных волос. Поэтому традиционные украшения исчезают. Из-за того, что волосы собирались, частый гребень для причесывания использовался как раньше, но волосы перестали украшать кандзаси и гребнями.

 

Адзути Момояма – начало Эдо

В это время (Адзути Момояма – 1568 – 1603) девушки богатого происхождения, когда выходили из дома с распущенными волосами, надевали коромокасуги (衣かすぎ - одеяние, прикрывающее в том числе голову) и одеяния с короткими рукавами или же носили с собой тряпичный зонт – сасиэгаса - 差柄傘, в то время как простой народ носил нуригаса (塗り笠 - традиционная коническая шляпа, покрытая лаком), капюшоны и платки. Если же говорить о прическе, то многие делали китайскую, где конец волос в пучке перевязывался цветной тканью. Вероятно, это соблюдалось и в примерно начале эпохи Эдо это по большей части соблюдалось.

Кстати говоря, примерно с этого времени из-за строгости правил для даймё сёгуната Токугава увеличивалось количество ронинов (самурай без хозяина), а сёгунат активно наблюдал за такими известными личностями, как Юисёсэцу Масаюки и происшествиями, связанными с ними.

Таким образом, сёгунат стремился к спокойствию и для предотвращения инцидентов запретил ношение масок. Вследствие этого, чтобы иметь возможность выходить на улицу с открытым лицом, появились новые типы причесок и кандзаси получили свое развитие.

 

Украшения для волос времен Эдо

Исчезнувшие в эпоху Хэйан украшения для волос появились во второй раз и начали широко распространяться. На этом фоне, волосы начали подвязывать к верху, и можно сказать, что завязывание волос начало становиться мастерством.

Если посмотреть на жанровую живопись и рукотворную укиёэ (浮世絵 - жанр деревянной гравюры эпохи Токугава), бывало и так, что в простой прическе не было украшений и использовались лишь мотоюи (元結 - шнурок для подвязывания волос в женской прическе , чаще всего бумажный) и вставлялся гребень. Хоть этот гребень не был декоративным, частый гребень был простой вещью, использовавшейся для этого. К тому же, примерно co второй половины периода Эдо в эру Хорэки (1751г.) происходит множество изменений.

Горизонтальный гребень тсумэгата (爪型досл.: в форме ногтя – гребень в форме полукруга) из базовой формы стал красочной вещью, в качестве гребня-украшения. Материалами служили дерево, слоновая кость, черепаший панциря, лошадиные копыта, а иногда и такие редкости, как стекло.

При разнообразии формы – тонкой, широкой, овальной, был общий образец в украшении внешней и внутренних сторон гребня – использовались лак, макиэ (蒔絵 - техника покрытия ножен японского холодного оружия, заключающаяся в нанесении поверх лакового слоя золотой и серебряной крошки, которая затем повторно покрывается лаком), перламутр, инкрустирование и ажурная резьба.

Разумеется, обильное разнообразие украшений для волос сперва отразилось на феодальном обществе, высокостоящие драгоценности использовались даймё, которые не запрещали этого горожанам, в том числе богачам.

Следуя литературным памятникам: «В период Мэйрэки (1655-1657) не то что супруги известных мужей, даже юдзё (общее название для японских проституток, без учета гейш) носили гребни не из черепахи, а из кита или самшита», следуя «Наша одежда» после, в периоды Тэнва и Дзё:кё: (1681-1687) черепашьи гребни вошли в моду, а ажурная резьба снова начала широко использоваться», а «Развлекательный просмотр» (что-то вроде русского Домостроя) дает нам понять, что ранее недоступная для большинства простого народа роскошь постепенно входит в моду. Однако с того же времени импортный черепаховый панцирь был очень дорог, поэтому его заменяли копытами лошадей и коров и вели активное производство. Говорили, что их заменитель был изготовлен схожим по пестроте с черепахой.

После этого, с периода Кёхо (1716 – 1735) среди юдзё стало модно вставлять в прическу 2-3 гребня, в то же время, у героинь деревянной гравюры укиё второй половины Эдо прическа служила отличительной чертой. Была и прическа торобин, где три гребня, поддерживая волосы торчали из боков, украшения год за годом становились заметнее, и так как они увеличивались в размерах, и на особое, словно веселый квартал, общество это непосредственно повлияло.

Вместе с тремя гребнями вставлялось по три-четыре и больше кандзаси и украшения в прическе росли с ее размерами. 

В наши дни их носят майко - ученицы гейш.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх